Страница 1 из 1

Ли-2. Сборка.

СообщениеДобавлено: Ср май 06, 2015 11:18 am
Dane
Всем привет.

Здесь надо заметить, что сборка этой модели должна вестись от середины фюзеляжа к его оконечностям. Такова задумка автора. И нарушать этот порядок нельзя. А я нарушил. Но об этом чуть позже. А пока ведём сборку в хвостовую часть.

Изображение

Тот же … э… та же секция, только вид сбоку. Кстати, обратите внимание на даты на фотографиях. Специально не стал удалять, когда подтягивал картинки по яркости.

Изображение

Это наш клей, которым мы с сыном пользовались при сборке. Клей, честно говоря, не очень…. Корифеи жанра могут даже нас осудить за такой клей. Единственное оправдание, это то, что последняя модель была склеена мною больше двадцати лет назад. И я находился в состоянии «пещерного человека, внезапно попавшего в большой город».

Теперь я понимаю, что нужен другой клей. Но, продолжим. Вот оно свидетельство правдивости моего рассказа:

Изображение

Тут же вы можете увидеть мой «инструментальный арсенал»: две пары ножниц, алюминиевая спица. За кадром остались «свежие» не пользованные надфили (очень полезная вещь!), канцелярский нож с обламывающимися лезвиями и пара стальных линеек. Да, ещё из циркуля-измерителя я соорудил нож для круглых отверстий, заточив лопаткой одну его иголку.

Ну и немного «оборудования»: от прежних времён у меня сохранился небольшой сверлильный станок и бормашина.

Продолжение следует....

8-)

Re: Ли-2. Сборка.

СообщениеДобавлено: Чт май 07, 2015 12:40 pm
Dane
Всем привет.

Продолжаем разговор.
Долго ли коротко ли, дошло дело до силовой конструкции центроплана.

Изображение

Она оказалась простой и логичной, как говорит молодёжь: респект автору!

Изображение

Единственно, мне показалась слабоватой несущая коробка центроплана и я вставил туда ещё один – средний, лонжерон из картона. После этого она перестала сдвигаться вперёд-назад и зафиксировала свою поперечную форму.

Кстати, кто хоть когда-либо сталкивался с процессом сварки конструкций из листового металла, не может не заметить аналогии со склейкой картонных деталей. Я имею ввиду то, что картон можно так же соединять в «торец» и применять те же принципы сборки конструкции, что и в «металлической» сборке. И даже наплывы клея в месте стыка деталей напоминают сварные швы. (Это во мне инженер проснулся, из прошлой жизни).

Изображение Изображение

На фото справа вырез под силовой набор центроплана уже прорезан. Дальше надо было сделать то, что надо было делать с самого начала. Вести постоянный пооперационный контроль точности изготовления модели.

Изображение

Но, вы ж меня поймите: двадцать с лишним лет «воздержания», пардон за натурализм…. Руки - помнят! Но дрожат от творческого возбуждения, в голове вихри из воспоминаний и реальности…. И не надо даже никаких напитков. В общем, я продолжал….

Изображение Изображение

Получалось кривовато, но вполне приемлемо для «первого раза».

Продолжение следует...

8-)

Re: Ли-2. Сборка.

СообщениеДобавлено: Пн май 11, 2015 6:58 pm
Dane
Всем привет.
Продолжаю.

Дальше я сделал, наконец, то, что не успел тогда, в прошлой жизни. Я таки сделал законцовки крыльев и киля так, как надо было их делать всегда.

Изображение

(Такой кусочек сюрра на фото получился). А именно, по контуру соответствующей плоскости я вырезал и склеил из двух или трёх слоёв картона нормальную законцовку и обточил её надфилем. Затем, с самых краёв выкроек оперения и киля (уже вырезанных начисто) я снял тем же надфилем практически весь нижний слой бумаги, почти до последнего слоя с красочным изображением.

Изображение

В результате, эти тонкие края прекрасно легли на помещённые внутрь собираемых плоскостей болванки законцовок. Они образовали приличный такой стык листов верхней и нижней обшивки. Получилось объёмно и без совершенно немасштабных торцов бумаги, как частенько бывает. Но, в следующий раз я постараюсь точнее выдержать форму законцовок. Этот шанс мне ещё представится на несущих плоскостях. Идём дальше: оперение смонтировано. Внутри – картонные лонжероны.

Изображение

Начался монтаж обшивки центроплана. Очень сложная операция ввиду большой поверхности склеивания. Пришлось склеивать поэтапно в несколько приёмов. Здесь видны грузики из пинцета и циркуля, которые держат обшивку на промежуточном этапе склеивания. Струбцина под хвостовой частью для того, что бы центроплан своей плоскостью лёг на стол.

Изображение

Ну и, конечно, невтерпёж, быстренько собрал между делом переднюю часть правого двигателя. С одной стороны вечное желание – а что будет дальше? С другой стороны, увидев проблематичность стыковки и сходимости деталей, приходилось постоянно забегать вперёд, что бы детали «подгонялись друг к другу без проблем.

Изображение

Стройка вошла в раж – мусора уже много! Я не выбрасываю обрезки до конца строительства. Складываю их в коробку и храню, даже если возникают длительные перерывы в постройке модели. Это уже стало приметой, хотя традиция возникла после банальной потери нескольких деталей вместе с выброшенным мусором….

Продолжение следует...

8-)

Re: Ли-2. Сборка.

СообщениеДобавлено: Пн май 18, 2015 12:51 pm
Dane
Всем привет.

Продолжаем разговор. Вот пятая часть моей давней повести.

Пришёл черёд ставить фюзеляж с центропланом на шасси. И оказалось, что шасси монтируется только на практически собранный двигатель. Поэтому начался «серийный выпуск» двигателей, а вместе с ними и деталей шасси. И вот здесь пришлось взять «творческую паузу» на обдумывание технологии. Как сделать шасси?

Еще в 7-м или 8-м классе мой школьный друг собрал Ли-2, причем, несмотря на скудость тогдашних возможностей, он сделали шасси, по его современному рассказу, убирающимся. Я знаю, что Андрюша мог «подковать блоху» двуручной пилой. Но сейчас вспоминаю его модель не очень чётко, и запомнил шасси только в убранном состоянии.

Короче говоря, как быть? Разводить мастерскую – нет времени, а из подручного материала – только приснопамятные канцелярские скрепки и немного медной проволоки, но очень тонкой. Кислоты паять сталь нет, припоя – тоже. Пришлось соединять вместе проволоку от скрепок с «медью» от старого телевизора….

Для начала надо было получить выпрямленную проволоку из скрепок. Это просто – проволоку я сначала отжёг на газовой плите. Нагрел до красна и остудил на воздухе. Проволока стала мягкой. Затем на моей «наковальне» (увидите её чуть позже) лёгкими ударами молоточка, что бы не замять цилиндрическую форму проволоки, выпрямил большие перегибы на разогнутой руками скрепке.

Потом взял стальной брусок, у меня есть такой тяжёлый, длиной сантиметров двадцать, и прокатал им проволоку по наковальне, сильно нажимая брусом на проволоку. Получилось вполне прилично.

Затем я долго искал коробочку со свёрлами, в которой должен был быть маленький тубус со свёрлами менее миллиметра. Нашёл-таки. Потом пришлось полчаса вытирать пыль с маленького сверлильного станка, извлечённого из дальнего угла из-под шкафа, искать машинное масло, ключ от патрона…. Ну, вы понимаете, что охота – пуще неволи….

Re: Ли-2. Сборка.

СообщениеДобавлено: Вс май 24, 2015 1:51 am
Dane
Всем привет.

Продолжаю повесть.

Короче говоря, замысел был такой: расплющить кончик отожжённой проволоки от скрепки, сформировать из него плоскую часть, просверлить в ней отверстие диаметром 0,75 мм по диаметру проволоки, а, затем, надфилем придать всему этому делу форму проушины. Тогда можно будет собирать из таких элементов любую пространственную конструкцию.

Ширины расплющенной проволоки не хватило. Пришлось кончик проволоки загибать под 180 градусов, затем плющить, сверлить, накладывать бандаж и потом пропаивать. Это для основных стоек шасси. Для хвостовой – получилось без загибов и бандажей.

И вот первое сверление, очень опасался сломать сверло (оно было, чуть ли не единственным такого подходящего диаметра):

Изображение

Но всё обошлось, я «поймал» ощущения при сверлении и пока – тьфу, тьфу! Примерно так же решился вопрос о соединении стальных деталей. Я подгонял их друг к другу и накладывал бандаж из медной проволоки, предварительно лужёной обычным припоем для меди с помощью обычного паяльника.

Изображение Изображение Изображение

Вышло корявенько, но я не отчаивался, так как всё это безобразие можно будет, во-первых, подшлифовать надфилем, а во-вторых, заделать сверху бумагой и краской. Где понадобится, можно подшпаклевать тем же ПВА.
Изображение Изображение Изображение

Re: Ли-2. Сборка.

СообщениеДобавлено: Сб май 30, 2015 1:25 am
Dane
Попутно выяснилось, что масштаб модели «слегка гуляет». Я понял это окончательно, когда дело дошло до колёс. Какие-то маленькие они получались. Пришлось забраться в И-нет, искать там книжку с описанием самолёта и в ней разыскивать диаметры колёс. Так и есть, предложенные в журнале колёса оказались «малы». Пришлось делать свои. А заодно перечертить стойки и подкосы шасси.

А пока продолжал работать «авиамоторный завод»:
Изображение

Особенностью сборки было то, что стойки основного шасси должны быть расположены вполне определённым образом по отношению к мотогондолам. И пришлось изобретать кучу прокладок и подкладок для того, что бы с одной стороны, правильно установить стойки на место, а с другой стороны, сделать шасси как можно прочнее. Об этом недвусмысленно напоминал азартный блеск в глазах моего сына. Я понимал, что участь модели предрешена, но, всё-таки, надеялся….

Получился вот такой узел. Фото повёрнуто для лучшего обозрения узла.
Изображение

Стойки я обклеил писчей бумагой 0,1 мм, обернув соответствующей ширины полоски вокруг проволочных стоек. Потом покрашу гуашью.
Изображение Изображение

Это готовые к пробному монтажу передние части двигателей.
Изображение Изображение Изображение

Re: Ли-2. Сборка.

СообщениеДобавлено: Сб май 30, 2015 8:42 pm
Dane
Всем привет.

На очереди часть восьмая....

Обратите внимание, что вырез под подкос стойки шасси, надо делать после сборки узла и его установки на крыло. В этом была сложность, так как до выреза в хвостовой части обтекателя двигателя под подкос стойки шасси, непонятен был угол наклона подкоса. Поскольку его точка крепления к нижней плоскости крыла автором не была обозначена. Соответственно все углы изгиба концов подкоса так же были точно не определены.

Но вот, все проблемы разрешились, и самолёт встаёт на шасси, правда пока без колёс. А это была веха….

Изображение Изображение

Какой же он всё-таки красавчик! (Я имею ввиду прототип). :-)

Изображение

Здесь надо сделать важное замечание. Помните, я сказал, что сделал серьёзную ошибку? Нарушил порядок сборки фюзеляжа? Так вот. Я, собрав фюзеляж в хвост до конца, сделал фюзеляж в нос до кабины пилотов и дальше начал делать шасси и моторы. Закончив с ними, я взялся за носовую часть фюзеляжа с кабиной.

Изображение

И вот тут я допустил грубый промах, который уже не исправить. Я взял и собрал носовую часть «навстречу», то есть от самого кончика носа к пилотской кабине. Чтобы «торжественно» состыковав обе секции, получить законченный фюзеляж в «один удар». И случилось то, что и должно было случиться. Стыкуемая носовая секция не совпала по форме и немного по размеру с остальной частью фюзеляжа.

Изображение

Я «потерял» форму, двигаясь не в том направлении. Она не передавалась от секции к секции, как при правильной последовательности сборки. Пришлось делать некрасивый надрез возле кабины пилотов на левом борту. Он хорошо виден на фото.

Изображение

Народ, до этого ходивший по квартире и пожимавший плечами, мол, папка рехнулся окончательно, теперь начал проявлять сдержанность и даже заинтересованность. Сын был в восторге, теперь, наконец, стала понятна форма, и можно было уже взять модель в руки и начинать играть!

Re: Ли-2. Сборка.

СообщениеДобавлено: Пн июн 22, 2015 12:26 am
Dane
Всем привет.

Телеграфирую 9-ю часть:

Потом пришла пора «точать» колёса. Теоретически, в чистом виде, такие вещи, для «чистоты жанра», должны быть строго дозированы. Я имею ввиду вытачивание деталей из болванки, склеенной из многих слоёв картона. Это вынужденное технологическое допущение, как проволока и прозрачная плёнка для остекления кабин.

Я думаю, что колёса для самолётов допускается делать таким способом без нарушения «картонности» технологии. Но, давайте этот вопрос обсудим в разделе «Конструкторское бюро». Там будет собрана вся теория дела.

Итак, колёса. Здесь вступила в дело старая бормашинка – второй и последний «оплот» моего «станочного парка».

Изображение

Пыли, правда, было, я вам доложу! Как на настоящем производстве. Ужас! Я такого и не ожидал. Но колёса удались на славу, то есть мне понравились.

Изображение

Re: Ли-2. Сборка.

СообщениеДобавлено: Сб июн 27, 2015 11:29 pm
Dane
Всем привет.

Сегодня заключительная на данный момент история про сборку Ли-2, но не последняя. Потому, что, к сожалению, модель до сих пор не завершена.... Но, честное пионерское! - доделаю.
Итак 10-я часть.

Хвостовое колесо выполнено аналогично. Правда, там меня «понесло», я сделал его поворотным…. Вот вилка заднего колеса вместе со стойкой, хотя в оригинале конструкция раздельная. Но, это же картонная модель и её сложность должна быть в равновесии с простотой жанра картонной технологии в целом. Но, это опять вопрос теории. Это - в КБ.
Изображение

Вот моя «наковальня», о которой я уже упоминал. Вилка так же была отожжена, расплющена, просверлена, обмотана медной проволокой и пропаяна.
Изображение

Это хвостовое колесо с ещё не обрезанной в размер втулкой. Чувствуете, каков был накал страстей? Фотографии стали получаться вЫсоко художественные из разряда «нетленки». :-) Или вот так:
Изображение

Это же на конкурс уже можно тиснуть….
Изображение Изображение

Стойка хвостового колеса была обклеена бумагой, потом вставлена в соответствующего диаметра другую трубку, которая была вклеена в фюзеляж. Получилось поворотная конструкция.
Изображение

В общем вот все колёса:
Изображение Изображение Изображение Изображение Изображение

Изображение Изображение Изображение

Изображение Изображение

На сегодня – это всё. Пока другие дела мучают, до модели не добраться. Сын ходит вокруг кругами, а я надеюсь на паузу в работе, что бы закончить. Осталось-то всего делов: два винта да два крыла…. Ну и краской по торцам пройтись.

8-)